Вот так предмет!

Пианино механическое «Ibach» с фонолой «Hupfeld», 1912

Популярность механического пианино росла вместе с ростом массового производства пианино для дома в конце XIX-го - начале XX века. Продажи достигли пика в 1924 году и впоследствии снизились по мере совершенствования фонографических записей из-за электрических методов записи, разработанных в середине 1920-х годов. Появление электрического усиления в домашнем воспроизведении музыки по радио в тот же период привело к возможному снижению их популярности, а крах фондового рынка в 1929 году практически уничтожил производство.
Как видно, пианино механическое с фонолой выпускалось на протяжении сравнительно короткого промежутка времени. Всего подобных аппаратов во всём мире было произведено более 10000 штук, но, несмотря на имевшуюся некогда популярность, до нашего времени дошли считанные десятки. Ныне такой инструмент является большой редкостью как за рубежом, так и в России. Конструкция данного музыкального инструмента позволяет ему звучать двояко: как обычное фортепиано и механическим способом. Подобные технические новинки в домах провинциальных дворян и богатых купцов рубежа XIX – XX веков считались правилом хорошего тона и признаком соответствия техническому прогрессу.

Известно, что в настоящее время в российских музеях хранятся всего несколько экземпляров, например фонола фирмы «Hupfeld» хранится в музее «Чайковский и Москва» (филиал Музея музыки в Москве). В 2014 году в Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова поступила фонола «Hupfeld» 1907 года, произведенная в Лейпциге, вывезенная из Германии в 1945 году в качестве трофея и хранившаяся у местного коллекционера. А в 2019 году фонды музея «Симбирские типографии» музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» (г. Ульяновск) пополнились механическим пианино «Ibach» с фонолой «Hupfeld», произведенным в 1909 году в Германии, (г. Швельм) для крупного московского владельца фабрики музыкальных инструментов и торговца музыкальными товарами в XIX-XX вв. Иоганна Филиппа Мюллера.
Последний экземпляр очень близок к экспонату, хранящемуся в Музее истории Томска. Различие – в надписи в центральной части клавиатурной крышки: на образце из Ульяновска она на немецком языке («Depot J.F.Muller, Moskau»), а в томском музее – на русском («Представитель I.Ф. Мюллеръ Москва»), что дает основание предположить, что сборка этого экземпляра могла быть произведена в Российской империи на фабрике И.Ф. Мюллера.
Механическое фортепиано определяют как механический музыкальный инструмент с приставным или вмонтированным устройством для автоматического воспроизведения музыки. Первые образцы с различными механизмами появились на рубеже XVIII-XIX веков. Пневматический механизм, использующийся в перечисленных выше музейных образцах, был запатентован в 1860 годах в США. Механические пианино американского и британского происхождения стали называть пианолами.

Крупнейшим производителем механических пианино в Европе стала компания производителя музыкальных аппаратов и инструментов Людвига Хупфельда (1864 –1949) в Лейпциге (Германия).

Пианино с автоматическим воспроизведением Людвиг Хупфельд назвал фонолой.

Фонола была разработана в 1902 году. По устройству и форме она близка пианоле. Однако в отличие от неё фонола имеет увеличенный диапазон (73 тона вместо 65). Благодаря этому ее репертуар значительно расширился: от модных танцев до фортепианных транскрипций симфоний и опер.

С 1902 года фонола стала одним из самых популярных продуктов на музыкальном рынке. Дело в том, что механические пианино использовали не только как воспроизводящий инструмент, но и как средство записи музыкальных произведений. Например, известно, что в 1908 году русский композитор Александр Николаевич Скрябин сделал 14 записей на перфоленточном механическом пианино «Hupfeld Phonola».
Спад спроса на механические инструменты приходится на середину 1920-х годов в связи с заменой их фонографом и радио, а к 1930 году производство больших пневматических автоматических музыкальных инструментов компанией Hupfeld, вероятно, полностью прекратилось.

Механическое пианино «Ibach» с фонолой «Hupfeld», находящееся в экспозиции Музея истории Томска, является поздней разновидностью фонолы со встроенным механизмом автоматического воспроизведения и может быть использовано как «автопианино» (данный термин также является историческим и применялся к такого рода инструментам), и как обыкновенный акустический инструмент.

Пианино является образцом одной из известных европейских фортепианных фабрик «Ibach».

Основателем компании является Иоганн Адольф Ибах, который в 1794 году в Вупперталь-Бейенбурге создал мастерскую по изготовлению фортепиано и органа. Позднее он обосновался в Бармене, одном из районов города. Это время, когда фортепиано приходит на смену клавесину. В период с 1804 по 1863 гг. фирма становится пионером фортепианостроения. Начинаясь как небольшая ремесленная мастерская, в 1840-х годах IBACH вошла в тройку крупнейших прусских производителей фортепиано. В 1869-м фабрика перешла во владение его внука Рудольфа с названием «Rudolf Ibach Sohn», по инициативе которого производство органов и фортепиано было разделено и продолжено отдельными предприятиями. Органы производились до 1904 года, а фортепианная фабрика просуществовала до 2007 года. Она принадлежала семье на протяжении 7-ми поколений и стала не только старейшим немецким производителем, но и старейшей в мире фабрикой по производству фортепиано.
Крупнейшим дистрибьютором пианино и роялей «Ibach», а также фонолы «Hupfeld» в России стал Иосиф Федорович Мюллер, владелец складов и фабрики музыкальных инструментов в Москве на Петровке 16. Основными правилами его дела, основанного в 1882 году, были: «иметь наилучший товар, считать его по самым умеренным фабричным ценам, исполнять заказы точно и аккуратно».

В преамбуле к прескуранту от 1912 года И.Ф. Мюллер обращается к будущим покупателям: «Стремление получить музыкальное образование за последнее время охватывает все больший и больший круг общества, но на приобретение безусловно хорошего инструмента не все имеют в распоряжении необходимую сумму, что и побудило меня приступить к производству общедоступных по цене пианино. Эти пианино по заграничной модели и из лучшего заграничного материала изготавливаются под наблюдением опытных мастеров и интонаторов, и потому от инструментов других известных фабрик отличаются только более доступной ценой и упрощенной отделкой, но по качеству и прочности строя отнюдь не уступают последним.»
Согласно рекламной продукции, пианино стоило от 525 до 1000 рублей, а фонола (приставная) – 450 руб.

2023-12-04 16:14