Замечательный, потому что в прекрасной сохранности, уцелевший в первоначальном виде (а не розданный по одной створе родственникам), и, как оказалось, довольно редкий.
Благодарим Павла Владимировича Седельникова, передавшего в дар образец старообрядческого медного литья, и Елену Яковлевну Зотову, старшего научного сотрудника Музейно-информационного отдела Преображенского старообрядческого монастыря г. Москвы.
Именно Елена Яковлевна, кандидат исторических наук, крупнейший специалист по старообрядческой меднолитой пластике, помогла установить более точную дату и место изготовления, а также, благодаря скурпулезному изучению надписей, обозначить ценность складня с точки зрения культурного наследия страны.
Благодарим Павла Владимировича Седельникова, передавшего в дар образец старообрядческого медного литья, и Елену Яковлевну Зотову, старшего научного сотрудника Музейно-информационного отдела Преображенского старообрядческого монастыря г. Москвы.
Именно Елена Яковлевна, кандидат исторических наук, крупнейший специалист по старообрядческой меднолитой пластике, помогла установить более точную дату и место изготовления, а также, благодаря скурпулезному изучению надписей, обозначить ценность складня с точки зрения культурного наследия страны.
Четырехстворчатый складень «Двунадесятые праздники и поклонение иконам Богоматери» называли «большими праздничными створами». В отличие от малых «путных» складней, многостворчатый меднолитой складень служил прообразом большого иконостаса и часто использовался как алтарь домовой церкви.
Его композиция отражает полный круг праздничного богослужения: на первых трех створках в прямоугольных клеймах представлены история девы Марии, заканчивающаяся рождением Богомладенца Иисуса; цикл земного служения Христа Спасителя и события после воскресения Христа; на четвертой – сцены поклонения образам Богоматери.
Появление четырехстворчатого складня связано с Выговским старообрядческим поморским общежительством, основанным в 1694 году на реке Выг.
По словам Елены Зотовой, «данный складень является произведением старообрядческой меднолитой пластики. Он изготовлен, скорее всего, в 1-й половине XIX века в старообрядческой мастерской в Поморье. «На протяжении двухсот лет композиция четырехстворчатого складня оставалась неизменной, за исключением третьей створки, на которой первоначально выполненное клеймо «Сошествие Святого Духа», как на представленном складне, заменялось клеймом «Святая Троица».
Его композиция отражает полный круг праздничного богослужения: на первых трех створках в прямоугольных клеймах представлены история девы Марии, заканчивающаяся рождением Богомладенца Иисуса; цикл земного служения Христа Спасителя и события после воскресения Христа; на четвертой – сцены поклонения образам Богоматери.
Появление четырехстворчатого складня связано с Выговским старообрядческим поморским общежительством, основанным в 1694 году на реке Выг.
По словам Елены Зотовой, «данный складень является произведением старообрядческой меднолитой пластики. Он изготовлен, скорее всего, в 1-й половине XIX века в старообрядческой мастерской в Поморье. «На протяжении двухсот лет композиция четырехстворчатого складня оставалась неизменной, за исключением третьей створки, на которой первоначально выполненное клеймо «Сошествие Святого Духа», как на представленном складне, заменялось клеймом «Святая Троица».
Главной отличительной особенностью складня из Музея истории Томска является изображение титла «IНЦI» в композиции «Распятие, с предстоящими» в килевидном навершии на первой створке и соответствующей надписи: «РАСПѦТЇЕ Г(ОСПО)ДА НАШЕГО Ї(СУ)С(А) ХР(ИС)ТА» вместо традиционной надписи: «НЕРУКОТВОРЕННЫИ ѠБРАЗЪ».
Подобные складни, в целом повторяющие поморский образец, но с определенными отличиями на первой створке встречаются достаточно редко.
Эти признаки позволяют сделать предварительный вывод о бытовании складня среди староверов, которые отделились от беспоповского согласия и вели обособленный образ жизни.»
Возможно, это были представители беспоповского толка «титловщина», отделившегося от федосеевства и возникшего в 1770-х годах.
Согласно «Настольной книге для Священно-Церковно-служителей» 1913 года, «название «титловцев», или «титловщины», усвоено за ними потому, что они молятся и почитают только крест с титлой. … Титловщина существует в губерниях Новгородской и Петербургской.»
Первыми увидеть «новинку» из фондов могут наши читатели. Безусловно, складень будет демонстрироваться и в выставочных проектах Музея как один из наиболее ярких и ценных экспонатов.
Подобные складни, в целом повторяющие поморский образец, но с определенными отличиями на первой створке встречаются достаточно редко.
Эти признаки позволяют сделать предварительный вывод о бытовании складня среди староверов, которые отделились от беспоповского согласия и вели обособленный образ жизни.»
Возможно, это были представители беспоповского толка «титловщина», отделившегося от федосеевства и возникшего в 1770-х годах.
Согласно «Настольной книге для Священно-Церковно-служителей» 1913 года, «название «титловцев», или «титловщины», усвоено за ними потому, что они молятся и почитают только крест с титлой. … Титловщина существует в губерниях Новгородской и Петербургской.»
Первыми увидеть «новинку» из фондов могут наши читатели. Безусловно, складень будет демонстрироваться и в выставочных проектах Музея как один из наиболее ярких и ценных экспонатов.