Вот так предмет!

Граммофон тумбовый с внутренней трубой

Как известно, история граммофона — устройства, воспроизводящего звуки со специальных дисков-пластинок — начинается в США с 8 ноября 1887 года, когда немецко-американский изобретатель Эмиль Берлинер запатентовал свое изобретение (Патент No 372 786. Запатентован 8 ноября 1887 года). Его рождение и распространение в мире происходило в условиях жесткой конкурентной борьбы.
Пионером в звукозаписи, конечно, является Томас Эдисон, запатентовавший первое устройство для записи и воспроизведения звука — фонгограф — в 1877 году. Однако, главным преимуществом, обеспечившим победу граммофона над фонографом, стала возможность получать с оригинальной записи практически неограниченное число копий. За фонографом же сохранялось только одно, но очень важное преимущество — возможность пользователю изготавливать собственные звукозаписи. В Европе «Gramophone Company» быстро опередила все фонографические производства, только компания «Пате» смогла составить им конкуренцию.
Интересный факт.

Создатели записывающих устройств Эдисон и Берлинер предполагали, что они будут использоваться в медицинской практике, для стенографии судебных процессов, в музыкальной сфере, а также для лингвистических целей. В результате все получилось не совсем так. Граммофон и фонограф получили такое применение, о котором при его создании нельзя было и подумать:

Микрофонография — микроскопия звука: устройство позволяет раскрыть способности к речи у глухих и глухонемых, благодаря передаче вибраций.
Законодательная область: с помощью прибора фиксируют доказательства, показания участников дела.
Изучение живой природы: пения птиц, языка животных.
Фольклор: запись народных песен, стихов, описаний обрядов.
Изготовление говорящих кукол.
Медицина — фиксация изменений произведших в головном мозге после пережитых заболеваний. Прибор улавливает мозговые волны и передает их в упорядоченном виде.>
Первое коммерческое граммофонное предприятие Берлинера «US Gramophone Company» было создано в Вашингтоне в 1893 году, а первые граммофонные пластинки появились в продаже в конце 1894 года. Через год, в 1895 году, для производства аппаратов и дисков была основана «Berliner’s Gramophone Company».
В 1897 году Эмиль Берлинер основал филиал своей компании в Монреале (Канада) и «Gramophone Company» в Лондоне. В 1898 году, посетив родину, Эмиль с братом Джозефом учредили предприятие «Deutsche Grammophon» в Ганновере. Таким образом, граммофоны изготавливались для Европы в Североамериканских Штатах, пластинки записывались Лондоне, а тиражировались с лондонских оригиналов в Ганновере: к 1900 году в Ганновере работали 200 прессовальных машин, на которых штамповали грампластинки с печатных матриц. Сами грампластинки к тому времени стали качественней и дешевле, так как братья Берлинеры стали использовать шеллак – воскоподобное вещество, вырабатываемого тропическими насекомыми из семейства лаковых червецов.
В 1902 году открылись граммофонные компании в Российской Империи (Санкт-Петербург и Рига), которые курировались до 1903 года отделением немецкого филиала и прекратили свое существование в 1918 году. К 1905 году компания Берлинера имела дочерние отделения уже в 30-ти странах мира, но она была не единственным производителем граммофонов. Другим, не менее известным производителем была американская компания «The Victor talking Machine», основанная компаньоном Берлинера Элдриджем Р. Джонсоном в 1901 году (просуществовала до 1929 года).
В 1904 году Джонсон и его инженеры начали разработку новой линии граммофонов, в которых рупор-усилитель был вмонтирован внутрь деревянного корпуса тумбы, и запатентовали его под названием «Victor Victrola» (патент № 50081/2 от 01.12.1905), по имени одного из совладельцев компании Эмиля Берлинера Виктора Орсье. Это было сделано для улучшения качества звука и визуальной эстетики — граммофоны с рупором не всегда вписывались в интерьер, целью Джонсона и Орсье было сделать так, чтобы они выглядели как предмет мебели. Виктор Орсье заключил соглашения с мебельными фабриками, и они стали производить корпуса специально под разные стили интерьера.
Первые образцы тумбовых («безрупорных») граммофонов «Victor Victrola» появились на рынке 7 августа 1906 года (с 1907 года стали называться упрощенно «Victrola»).
«Victrola» стала стационарным вариантом граммофона, «музыкальным центром» первой трети XX века, так как играли она достаточно громко: мощности корпуса-рупора хватало на большой танцевальный зал или зал-гостиную. Именно это качество легло в основу рекламной компании нового продукта.

Несмотря на высокую цену (от $ 100 до $ 250 для среднего класса, до $ 600 в стиле «Чиппендейл», шинуазри (жанр стилизации, подражающий произведениям искусства и архитектуры восточных мастеров) и других из ценных пород дерева с позолотой и богатой отделкой для элегантных особняков), «Victrola» стала одной из популярных моделей граммофона, в 1910 году было произведено 40000 моделей, к 1913 году их производство выросло до 250000 в год и продолжалось до конца 1920-х (до «Великой депрессии»).
Нужно уточнить, что термин «Victrola» применяется только к граммофонам с внутренней трубой, произведенным «The Victor talking Machine» (хотя компания производила и настольные граммофоны с внешним рупором), и не является общим термином для всех старинных граммофонов, в том числе тумбовых.
Примечательно, что в производстве корпусов «Victrola» выработались определенные характеристики, которые распространились на изделия и других производителей. Также интересным является факт: оригинальные американские тумбовые граммофоны очень тяжелые, причем не только из-за веса механизма, но и самого корпуса, который выполнялся практически всегда из дуба или красного дерева и не подвергался повреждению от древесного жука («мебельного точильщика»).
В российских музеях, антикварных лавках, частных коллекциях встречаются образцы тумбовых граммофонов с внутренней трубой как с маркировкой «Victrola» (например, в екатеринбургком Музее радио имени А.С. Попова, в московском Музее театрального и музыкального искусства), так и другими (например «Viola» в музее-заповеднике «Кузнецкая крепость», «Пишущий амур» рижского производства, выставленный в аукционном доме «Литфонд» и в тольяттинском краеведческом музее). На антикварных торгах выставляются даже очень редкие образцы производства компании «Патэ».

Корпуса тумбовых граммофонов, произведенных в Российской Империи, выполнялись из дуба, палисандра, карельской березы.
В Музее истории Томска хранится образец тумбового граммофона с внутренней трубой, производителя которого трудно установить, так как на его корпусе отсутствуют названия, логотипы брендов.
Скорее всего, механическая часть граммофона изготовлена в США, а корпус и сборка могли быть произведены в Российской Империи (скорее всего, в Риге). Также трудно определить более точные временные рамки.

Внешний вид корпуса и отделки близок моделям «Victrola» «VV XIV» и «VV XVI», премьера которых как совершенно нового стиля «кабинетного» корпуса, состоялась в 1912 году, они выпускались, претерпевая модификации, до 1921 года.

Если сравнить рекламируемые образцы компанией «Victrola» с экспонатами из российских музеев, частных коллекций, в том числе и граммофон в Томской гостиной Музея истории Томска, можно увидеть общие черты в строении и декоративном оформлении корпуса.
Если принять во внимание, что российские производители тумбовых граммофонов не разрабатывали своих моделей корпусов, а «копировали» уже существующие на рынке, то можно предположить, что образец в музее истории Томска изготовлен не ранее 1912 года и не позднее 1918 (то есть с даты поступления на рынок данной модели тумбовых граммофонов до закрытия фабрик в России). К тому же, период бытования модерна в России, в котором выполнен деревянный корпус граммофона, среднем приходится на 1898-1912 годы.
Гипотеза об изготовлении корпуса граммофона в Риге возникла из факта, что первое крупное мебельное производство в России было открыто в Москве (фабрика Фишера и Шмидта), а затем «близ крупных вблизи с крупными городами (Киев, Рига).»
Сколько могли стоить такие граммофоны в России?

Например, образец из тольяттинского краеведческого музея по внешнему виду корпуса очень близок к экспонату в Музее истории Томска. По свидетельству сотрудников тольяттинского музея, граммофон рижского производства с логотипом «Пишущий амур», до того, как попасть в музей, «хранился в городе Сызрани в семье Бобровых. Его приобрели их предки на знаменитой Нижегородской ярмарке за огромные по тем временам деньги — 700 рублей, (обычные настольные граммофоны стоили в то время не дороже 50 руб.)».
Несмотря на отсутствие логотипа (так называемый «ноу нейм») граммофон в экспозиции Музея является ценным и показательным экземпляром, продолжающим тему музыкальной культуры дореволюционного Томска и России в целом.