Готовясь к новогодней выставке и изучая елочные игрушки, которым суждено стать экспонатами, приходится заниматься не только описанием «новогодних сокровищ», но и изучением их производства. Технологии меняются. Меняется сырье, способы формовки, декорирования, крепления и т.д., и по этим изменениям можно определить период создания той или иной игрушки.
Помимо картонажных и ватных, на выставке будет задействовано большое количество стеклянных игрушек.
Елочные украшения из стекла всегда привлекают к себе особое внимание. В России их массовое изготовление началось в 1950-е и продолжается по сей день.
В эпоху СССР, помимо традиционных технологий формовки, декорирования изделий были разработаны достаточно новые и оригинальные способы. Среди них — елочные игрушки, выполненные в технике «глинка» и «каустик». Их отличает сочетание прозрачных и расписанных частей рисунка, причем, рисунок занимает металлизированную поверхность. Внешне игрушки, выполненные в технике «глинка» и «каустик» могут быть очень похожи, но технологии их производства заметно отличаются.
Если мы не ошибаемся, технология «глинка» включает в себя следующие этапы:
В технике «каустик»:
Есть информация, что метод «глинка» стали применять на Клинской фабрике стеклянных елочных ингушек («Елочка») с 1965 года, и одним из разработчиков технологии является художник-технолог Валентина Ивановна Ермакова. Такие игрушки производились и на других фабриках в СССР, но из-за нерентабельности производство прекратилось к середине 1970-х, поэтому являются большой редкостью.
Елочная игрушка «Колокольчик», разработанная Валентиной Ивановной в 1971-1972 годах и декорированная в технике «каустик» займет достойное место на выставке к Новому, 2024-му году.
Помимо картонажных и ватных, на выставке будет задействовано большое количество стеклянных игрушек.
Елочные украшения из стекла всегда привлекают к себе особое внимание. В России их массовое изготовление началось в 1950-е и продолжается по сей день.
В эпоху СССР, помимо традиционных технологий формовки, декорирования изделий были разработаны достаточно новые и оригинальные способы. Среди них — елочные игрушки, выполненные в технике «глинка» и «каустик». Их отличает сочетание прозрачных и расписанных частей рисунка, причем, рисунок занимает металлизированную поверхность. Внешне игрушки, выполненные в технике «глинка» и «каустик» могут быть очень похожи, но технологии их производства заметно отличаются.
Если мы не ошибаемся, технология «глинка» включает в себя следующие этапы:
- игрушка выдувается из стекла;
- металлизируется (покрывается сверху слоем алюминия);
- алюминированное изделие погружается в жидкую глину (отсюда и название «глинка»);
- на глиняной поверхности процарапывается определенный рисунок;
- с прорисованных/процарапанных участков алюминий смывается щелочью;
- затем со всей игрушки смывается глина;
- игрушка покрывается прозрачным или цветным лаком.
В технике «каустик»:
- игрушка выдувается из стекла;
- металлизируется (покрывается сверху слоем алюминия);
- на металлизированную поверхность кисточкой наносится рисунок цветным лаком;
- изделие погружается в раствор каустической соды (отсюда и название «каустик»), после чего непокрытый лаком слой алюминия растворяется, а «золоченный» рисунок с алюминиевой подложкой остается.
Есть информация, что метод «глинка» стали применять на Клинской фабрике стеклянных елочных ингушек («Елочка») с 1965 года, и одним из разработчиков технологии является художник-технолог Валентина Ивановна Ермакова. Такие игрушки производились и на других фабриках в СССР, но из-за нерентабельности производство прекратилось к середине 1970-х, поэтому являются большой редкостью.
Елочная игрушка «Колокольчик», разработанная Валентиной Ивановной в 1971-1972 годах и декорированная в технике «каустик» займет достойное место на выставке к Новому, 2024-му году.