Вот так предмет!

Рояль малый кабинетный («миньон») «F. MÜHLBACH»

Историческая справка

Фортепианная фабрика «F. MÜHLBACH» в числе других оказалась наиболее значимой и успешной в России. Начиная свое развитие со скромной мастерской, ей удалось стать крупным предприятием на отечественном рынке фортепианных производителей, заявивших о себе как в России, так и за ее пределами. Она основана в Санкт-Перербурге в 1856 Теодором Францем Адольфом (Федором Михайловичем) Мюльбахом (1824-1901), клавикордным мастером из г. Ревеля (ныне г. Таллин, Эстония), потомком выходцев из Германской Саксонии.

На первых порах Федор Михайлович работал мастером у К. Вирта и Я. Беккера. Накопив необходимую сумму, он открыл собственное дело: материалы выписывал из-за границы, а изготовление механизмов, сборку, регулировку и настройка инструментов производил на месте. По конструкции продукция Мюльбаха во многом была схожа с инструментами его учителя — Якоба Беккера, а его производство было малоизвестным.

Широкую рекламу рояли Мюльбаха получили после его участия во Всероссийской мануфактурной выставке в 1870 году (Санкт-Петербург). Журнал «Музыкальный свет» писал о продукции «F. MÜHLBACH»: «Конструкция английская ручается за прочность и содействует тому, чтобы строй держался долго; звук светлый, металлический (главное условие для концертного рояля), совершенная ровность на протяжении семиоктавной клавиатуры; басы имеют тембр органа, верхние же ноты дисканта звучат без той деревянности, какую мы встречаем в инструментах других мастеров; туше удобное и приятное; поднимание и опускание педалей не сопровождается неприятным звуком, что важно в настоящее время, когда педали служат средством для передачи разнообразных эффектов фортепианной игры... Пианино он делает только по заказу... Цены относительно недорогие, если взять в соображение прочность и красоту звука».
К этому времени фабрика Мюльбаха производила до 50 инструментов в год в достаточно широком ассортименте: концертные, салонные, кабинетные. Как писали о качестве производства «F. MÜHLBACH», «...материалы получаются из-за границы, но весь механизм изготовляется на фабрике, каждая часть фабрикации находится в руках специального мастера, и когда все готово и собрано, то регулирование производит он сам [Мюльбах - H.K.] <..> Сам Мюльбах постоянно находится на фабрике, следит за всем производством, работает наравне с другими мастерами и вот одна из главных причин доброкачественности его инструментов».

В 1878 году совладельцем и управляющим фабрикой стал сын Ф.М. Мюльбаха Федор Федорович, который изучал производство фортепиано в Лейпциге. Он внес в конструкцию инструментов ряд ценных усовершенствований, но главное — создал рояль типа «миньон», инструмент, который благодаря своей компактности и приятному звучанию пользовался огромным спросом и считался визитной карточкой фирмы Мюльбахов.

Именно такая модель — малый кабинетный рояль («миньон») — и представлена в экспозиции Музея истории Томска.
Широкую рекламу рояли Мюльбаха получили после его участия во Всероссийской мануфактурной выставке в 1870 году (Санкт-Петербург). Журнал «Музыкальный свет» писал о продукции «F. MÜHLBACH»: «Конструкция английская ручается за прочность и содействует тому, чтобы строй держался долго; звук светлый, металлический (главное условие для концертного рояля), совершенная ровность на протяжении семиоктавной клавиатуры; басы имеют тембр органа, верхние же ноты дисканта звучат без той деревянности, какую мы встречаем в инструментах других мастеров; туше удобное и приятное; поднимание и опускание педалей не сопровождается неприятным звуком, что важно в настоящее время, когда педали служат средством для передачи разнообразных эффектов фортепианной игры... Пианино он делает только по заказу... Цены относительно недорогие, если взять в соображение прочность и красоту звука».
К 1880 году Мюльбахи расширили производство, переехав в новое помещение, стали использовать паровой двигатель, отгрузка инструментов стала происходить из магазина, а не с фабрики. Количество заказов стало расти: в 1885 году количество инструментов, выпускаемых в год, приблизилось к 250, а к концу 1890-х — к 500. Рояли Мюльбаха продавались не только по всей России, но и в Великобритании, в Швеции. Склады продукции имелись во всех губернских городах. Кроме того, фабрика была официальным комиссионером военно-учебных заведений и педагогического музея.

В последней четверти века инструменты Мюльбаха неоднократно удостаивались высших наград на международных выставках в Москве, Лондоне, Париже, Бельгии, США: фирма получила 16 медалей, среди которых было 10 золотых. Историки уточняют, что в 1893 году фабрика «F. MÜHLBACH» получила Гран-при на Всемирной выставке в Чикаго, а в 1896 году, на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде была награждена золотой медалью и высочайшим званием «Поставщика двора Его Императорского величества», что давало право изображения на своих изделиях, вывесках и рекламе Государственного герба.
Высокую оценку роялям Мюльбахов дали всемирно известные музыканты — И. Падеревский и И. Гофман, А. Н. Есипова и другие.

Стоимость инструментов Мюльбаха до выставки в Нижнем Новгороде сказать трудно, по словам производителя и прессы, они были недорогими. Судя по сохранившимся рекламным объявлениям, после 1896 года пианино «F. MÜHLBACH» предлагали по цене от 450 рублей, а рояли от 550-575 рублей до 1100 рублей.

Например, в каталоге Ф. Мюллера пианино производства «J.becker» предлагали от 500 до 600 рублей, а рояли от 650 до 1000 рублей, а инструменты фирмы «Ibach» оценивались так: пианино стоило от 525 до 1000 рублей, рояли — от 900 до 1800 рублей.

Сравнивая эти данные, очевидно, что инструменты Мюльбаха были более доступными по цене.

Фабрика процветала до Первой мировой войны: в военные годы производство было сведено до минимума, а 22 декабря 1917 года предприятие закрылось. Позднее оставшиеся мощности были национализированы и вошли в состав крупного казенного фортепианного завода «Красный Октябрь».

Когда же был произведен инструмент, представленный в экспозиции музея истории Томска?

Отсутствие гербового изображения, серийный номер, а также наличие медалей выставок в Лондоне (1884) и Бельгии (1885) на инструменте из Музея истории Томска дают основание предположить, что он произведен в период с 1885 по 1890 годы.

Также стоит уточнить, что, несмотря на известную рекламу продажи музыкальных инструментов в Томске в магазине П.И. Макушина (рекламная листовка 1905 года), данный образец вряд ли был привезен Петром Ивановичем, так как его большой новый магазин, где продавались в том числе музыкальные инструменты и граммофоны, был построен к 1896 году.